В практике российского делового оборота термин «референс-лист компании» еще не приобрел единого значения. Страницы печатных и интернет-изданий полны самых разных толкований термина – «список покупателей оборудования», «лист с контактами и краткой информацией об опыте участников встречи», «перечень проектов, который насчитывает больше двухсот объектов».
Что такое референс-лист для бизнеса
Предлагаем свое определение.
- Референс-лист – это структурированный по отраслям, типам заказчиков или территориям перечень реализованных компанией проектов (предоставленных услуг, проданного оборудования, выполненных работ) с краткими описаниями каждой сделки, письменным отзывом заказчика и контактными данными представителя заказчика, уполномоченного подтвердить информацию.
Документ, не содержащий большинства перечисленных сведений, может называться референс-листом лишь по недоразумению, недогляду автора или вследствие чрезмерного авторского очарования забугорным словечком.
Заслуга этого относительно недавно появившегося явления российской бизнес-действительности в том, что грамотно составленный референс-лист в наглядной, удобной (структурированной, табличной) форме объединил информацию из ранее существовавших разрозненно (и часто не пересекавшихся друг с другом содержанием) документов – «Наши клиенты», «Наш опыт», «Наши проекты» и «Отзывы клиентов».
Референс-лист – новый инструмент представления компании и неценовой конкуренции, а не просто свежий ярлычок для старых текстов. Называть список из 10 заказчиков или полстранички с названиями поставщиков референс-листом – значит вводить в заблуждение клиентов, оставляя в их головах больше сомнений и вопросов, чем ответов.
Очевидно, что подготовка действительного референс-листа требует гораздо больших затрат времени и предполагает переработку намного большего массива информации, чем минутное построение перечня клиентов по алфавиту.
Надеемся, русский язык примет новый термин, как и отечественная бизнес-действительность – новое явление.
Зачем нужен референс-лист
Грамотно подготовленный референс-лист непременно входит в пакет документов для участия в конкурсе (тендере). И он действительно заменяет (в одиночку!) те 3–4 документа, что названы выше, причем делает это намного успешнее и нагляднее.
«Наша визитная карточка – наш референс-лист, который всегда найдете на нашем сайте» – заявляет одна компания, грамотно подогревая желание посетителя кликнуть по ссылке.
А другая компания там же, в сети, помещает страшилку о том, что «полное отсутствие референс-листа может отпугнуть потенциального заказчика».
Вот насколько таинственно-всемогущ свеженький термин! Да полноте, господа. Заказчиков отпугнет «всего лишь» отсутствие выполненных проектов или клиентских отзывов.
А это уже не так страшно, поскольку знакомо.
Как подготовить референц лист
Представляем несколько шаблонов референц-листа, которые помогут вам составить свой документ. Кстати, презентабельный референт-лист чаще всего бывает в виде буклета или каталога, а не нескольких распечатанных на принтере листочков, как может показаться навскидку.
Пример референц-листа практикующего консультанта, тренера
№№ | Тренинг / проект (название, краткое описание) |
Лицо, у которого можно получить отзыв о проекте / тренинге | |
Имя, должность, контакты |
Образец референс листа промышленного / проектного предприятия
Год/годы выполнения проекта, работ | Заказчик, адрес | Название, краткое описание проекта, объекта | Техническое описание выполненных работ | Адрес объекта, проекта, выполненных работ | Комментарии к проекту, выполненным работам | Представитель заказчика, ФИО, должность, контакты |
Кстати, фотографии объектов в референс-листе (или ссылки на них) – почти обязательны. И не забудьте заказать редактирование текста, чтобы ваши потенциальные заказчики не лопнули от смеха, повстречав в перечне ваших достижений опечатки и несуразности.